Берлинский международный кинофестиваль

В немецкой столице прошёл 54-й Берлинский международный кинофестиваль, или привычнее выражаясь Берлинале. Почти все аккредитованные российские журналисты усмотрели в нём чуть ли не заговор против нашего кино, не принятого к участию в конкурсной программе. Хотя имелись новые работы Владимира Хотиненко, Станислава Говорухина, Ренаты Литвиновой и Валерия Тодоровского. Последнего всё же позвали в программу «Панорама», но уже Тодоровский отказался, ведь если брать Берлин, то по-настоящему, в основном конкурсе. На «Панораму» согласилась молодёжь — дебютанты Ольга Столповская и Дмитрий Троицкий с картиной «Я люблю тебя». Кстати, Ольга и Дмитрий никто иные, как ученики братьев Алейниковых, прославленных московских подпольщиков, родивших движение «параллельного кино». Их фильм рассказывает о любви телеведущей Веры (Любовь Толкалина из «Антикиллера 2», супруга Егора Кончаловского) и Тимы, генератора творческих идей (Евгений Коряковский из «Театра Луны»).

В другой программе «Форум молодого кино» показали не нуждающийся в представлении «Коктебель» и «Правду о щелпах», комедию Алексея Мурадова о трёх друзьях детства. Кстати, всех трёх исполнителей Камиля Тукаева, Алексея Шлямина и Леонида Окунева, помнится, на «Кинотавре» одарили единым призом за лучшую мужскую роль. Но всё это как-то не спортивно. Однако, почему-то вся пишущая общественность единодушно упустила из виду короткометражку Александра Рогожкина «Сапиенс», придуманную под впечатлением от японского хокку поэта Басе о высшем подвиге цветка. А ведь она участвовала в основном конкурсе короткого метра. Вместе с ней, например, соревновался маленький фильм Тома Тыквера «Правда» (True) с Натали Портман.

Что самое «забавное», в прошлом году в кресло отборщика Берлинале, отвечающего за Россию и страны Восточной Европы, усадили нашего бывшего соотечественника Сергея Никитина. То ли у человека эмигрантская аллергия, то ли какие-то сугубо эстетские невзгоды, но его позиция довольно радикально диссонирует со взглядами Ганса Шлегеля, прежнего ответственного за «восточный блок». Причём, реально ответственного, даже с большой буквы. А теперь хорошего не жди. До свидания наш ласковый мишка. Впрочем, мы не прощаемся. У любого фестиваля после смены руководства, а нынешний директор Дитер Косслик у штурвала всего второй год, наступает шаткий период расплытия ценностей, когда вроде бы нужно сохранить всё то лучшее, что наработало предыдущее управление, но и привнести что-то новое. А как тут привнесёшь, если Берлинале издавна среди трёх фестивальных китов считается самым политизированным и социальным, ещё с тех пор, когда он именовался МКФ в Западном Берлине и все показы проходили почти рядом с разделительной стеной меж ФРГ и ГДР. Ныне же на Потсдаммер-Плац шик и блеск от бриллиантов заморских звёзд, дефилирующих по красной ковровой дорожке, совсем гиперболизировали старые истины. И тем не менее, главный «Золотой Медведь» достался фильму именно социальному, причём в кои-то веки немецкому — драме Фатиха Акина «Лбом об стену» (Gegen die Wand).

Как можно догадаться, Акин — немец турецкого происхождения. И кино он снял о турецких иммигрантах в Германии. Мудрено! По отзывам видевших, не шедевр, но довольно эмоционально и энергично, на острой грани постмодерна. Это история повзрослевшего панка по имени Кахит, алкоголика с суицидальным синдромом, работающего уборщиком в ночном клубе. После того, как он на автомобиле врезается лбом в стену, его помещают в клинику для таких безнадёжных душевных пессимистов, где он знакомится с девушкой Сибель. С ней тоже всё не слава Богу — она вскрыла себе вены. Чтобы выбраться из лечебницы, они заключают друг с другом фиктивный брак и живут в одной квартире раздельно. Пока, наконец, не разглядят друг друга получше. Кстати, вместе с «Золотым медведем» ленте Фатиха Акина достался приз ФИПРЕССИ (Международной федерации кинокритиков). Теперь обратимся к лицам актёров, этим выразителям целевого своеобразия. Жюри во главе с музой братьев Коэн Фрэнсис МакДорманд (кто, как не актриса могла уловить вложенные силы исполнителя) нарекло лучшим Дэниела Хендлера из аргентинской ленты «Потерянное объятие» (El Abrazo partido) о лавочниках Буэнос-Айреса (в центре внимания еврейский парень Ариэль, планирующий уехать в Европу), укладе их жизни, работе и личном фронте (режиссёр Дэниел Бурман удостоен Гран-при жюри, второй по значимости награды фестиваля!). «Серебряного медведя» для актрисы не решились распиливать надвое, и вручили сразу два клонированных экземпляра — Каталине Сандино Морено, молодой девушке, вынужденной контрабандой перевозить наркотики в собственном желудке, из колумбийского фильма «Мария, преисполненная изящества» (Maria, llena eres de gracia), и Шарлиз Терон из американского «Чудовища» (Monster) о реальной проститутке, убившей семерых мужчин из любви к другой женщине, и приговорённой к смертной казни.

«Плохой парень» Ким Ки-Дук
Сама Шарлиз была гостьей и настоящим украшением Берлинале. На пресс-конференции она высказалась по вопросу смертной казни, ведь прототип её героини Айлин Уорнос уже казнена за свои злодеяния в американской тюрьме одного из самых консервативных штатов Флорида. Шарлиз строго против данного вида возмездия, поскольку он не является гарантом неотвратимости наказания, а лишь сомнительно воздаёт по заслугам. Кстати, совсем недавно в прессе появились заметки по поводу того, что якобы в возрасте 15-ти лет Шарлиз стала свидетельницей того, как её собственная мать пристрелила отца, когда тот в пьяном виде угрожал жизням обоих. После подобного пережитого в детстве Шарлиз поступила, прежде всего, мужественно, снявшись в малобюджетном «Чудовище», потребовавшем от неё полной самоотдачи. Она поправилась на 15 кг, полностью ушла от фотомодельного имиджа и превратилась в грубую провинциальную деревенщину. Пожелаем Шарлиз удачи на грядущем «Оскаре», а пока обратимся к персоне лучшего режиссёра. Им стал южнокорейский лидер кинематографического движения «Противоречивое и уникальное», сеульский «плохой парень» Ким Ки-дук. Его «Самаритянка» (Samaria) представляет собой довольно сдержанный по меркам Кима, но всё же беспросветный фильм о двух школьницах, зарабатывающих деньги на мечту — путешествие в Европу — продавая своё тело для сексуальных утех пожилым мужчинам. После того, как одна из подруг умирает, вторая погружается в себя и начинает встречаться с её клиентами, возвращая им уплаченные деньги. Однажды за этим её застаёт отец и встаёт на тропу жестокой мести.

Добавить комментарий