Первый канал, как всегда, старается во всём быть первым и случай с «Оскаром» это только подтверждает. Прежде всего, синхронно переводили 76-ю церемонию вручения наград Американской академии кинематографических искусств и наук кинокритик Алексей Медведев (как и в прошлом году) и — главный сюрприз — гроза киноманов 80-90-х Андрей Гаврилов!
В свет федерального телевидения он вышел вторым после Леонида Володарского из столпов перевода пиратского видео, чей голос узнаваем, без сомнения, каждым вторым россиянином. Как и в старые добрые времена, вёл церемонию уже в 8-ой раз один из самых почитаемых в Америке комиков-разговорников Билли Кристал. И, надо сказать, вёл блистательно, шуточки вворачивал актуальные, например, о военной службе Джорджа Буша-младшего в Техасе во время войны во Вьетнаме, или про 5-секундную задержку при прямой трансляции, задуманную на случай каких-то казусов, вроде скандала с Джастином Тимбелейком и Джанет Джексон на Суперкубке — вместе с Робином Уильямсом Билли подколол инициативу сан-францисского мэра, разрешившего в своём городе регистрацию однополых браков. Как известно, против этого выступает не только президент Буш, но и калифорнийский губернатор Арнольд Шварценеггер. Про него Билли также пошутил в начале, мол фильм «Трудности перевода» — его стихия. Кстати, София Коппола стала третьей в истории Американской киноакадемии номинированной женщиной-режиссёром, причем первой — американкой (30 лет назад номинирована была Лина Вертмюллер за свой фильм «Семь красавиц», и 10 лет назад — Джейн Кемпион за «Пианино»).
Ещё Билли раздавил (в буквальном смысле — в традиционной монтажной нарезке со своим участием) Майкла Мура, разнесшего в пух и прах на 75-ой церемонии своей речью политику президента Буша, а своим «оскароносным» документом «Боулинг для Колумбины» цивилизацию «глупых белых людей», обольщённых оружием, как дети малые игрушками. Невероятно, но в этот раз произошло почти тоже самое, причём в той же категории. Премию за лучший полнометражный документальный фильм («Туман войны») получил Эррол Моррис — в своём полуторачасовом интервью с Робертом МакНамарой, министром обороны при администрациях Джона Кеннеди и Линдона Джонсона, он выясняет причины войны во Вьетнаме, её смысл и трагедию. В ответной речи на сцене театра «Кодак» Моррис высказал мнение, что кажется «мы снова впадаем в бешенство», имея в виду нелегитимные в точки зрения международного права и несанкционированные советом безопасности ООН кампании в Афганистане и Ираке. Кстати, Билли Кристал не упустил случай двинуть в бок Саддама Хуссейна, которому наверняка из голливудских фильмов 2003-го года более всех понравилась комедия Эндрю Дэвиса «Holes» («Клад» в русском переводе, а в оригинале «Норы» — намёк на подземный бункер, откуда Саддама выкурили). И ещё на тему американских солдат, прибывающих за границей, Том Хэнкс вышел почтить память покинувшего нас в минувшем году актёра Боба Хоупа, многократно возглавлявшего вручение «Оскаров» и регулярно навещавшего военные базы, чтобы подбодрить рядовых бойцов.
От нас ушла одна из легенд Голливуда, актриса Кэтрин Хепберн, с 1934-го по 1982-ой годы обладательница четырёх премий «Оскар» и восьми номинаций. О ней пригласили рассказать «сбежавшую невесту» Джулию Робертс. Президент же Академии Фрэнк Пирсон назвал имена других знаменитых и легендарных кинематографистов, скончавшихся в слишком равнодушный к славе и истории кино 2003-й год — это актёр Грегори Пек, композитор Майкл Кэймен, режиссёры Лени Рифеншталь, Элиа Казан, Джон Шлезингер, сценарист Джордж Аксельрот («Завтрак у Тиффани») и многие другие менее известные российскому зрителю имена. А почётный «Оскар» за достижение всей карьеры Академии сочла необходимым присудить режиссёру-ветерану Блейку Эдвардсу — представлял награду обаятельный и, на сей раз, бритый наголо Джим Кэрри (видимо, для роли графа Олафа в «Лимонном Сникете»). Эдвардс поистине человек-легенда, автор безумных и изобретательных комедий «Розовая пантера» и «Большие гонки», фильмов с Джулией Эндрюс «Семя тамаринда» и «Виктор / Виктория», и конечно легендарной романтической лав-стори «Завтрак у Тиффани». Когда вручали статуэтку, 81-летний Эдвардс поразил весь зал трюком со взбесившимся инвалидным креслом, «вдруг» рванувшем с места и врезавшимся в декорацию.
Порезвились и комики сегодняшних дней, Бен Стиллер и Оуэн Уилсон, которых явно засветили в шоу ради промоушена их комедии «Старски и Хатч» (ещё одного, после «Ангелов Чарли», ремейка телесериала 70-х), выходящей на экраны Северной Америки как раз на этой неделе 5-го марта. Отведённые им два приза они раздали лучшему короткометражному игровому и анимационному фильмам. Первым стали «Два солдата» Аарона Шнайдера о братьях, собирающихся в армию после нападения японцев на Перл-Харбор. А среди мультяшек выиграл независимый «Харви Крампет» Адама Эллиота, неожиданно обставивший пиксаровского «Пограничного» и «Гонку за орехами» с бельчонком из «Ледникового периода». Зато за полнометражную анимацию Pixar своего не упустила — «В поисках Немо» обрёл заслуженный «Оскар» (никаких сюрпризов, как в прошлый раз с японскими «Унесёнными призраками»). Ровно в том же духе, что и Стиллеру с Уилсоном, продюсеры предложили Пирсу Броснану и Джулианне Мур, парочке из романтической комедии «Законы влечения» (выходит в США 30-го апреля) мелькнуть перед миллиардной аудиторией, передав награду за монтаж Джейми Селкирк, приведшей в стройный порядок многочасовье «Властелина колец: Возвращение короля» — центральное событие 76-ой церемонии.
Картина студии New Linema Cinema и режиссёра Питера Джексона была удостоена 11-ти премий «Оскар» в 11-ти номинациях! Таким образом, экранизация оксфордской фэнтези-трилогии Дж. Р. Р. Толкиена догнала по количеству академических призов «Бен-Гура» и «Титаник». Аминь! Можно продолжительное время дискутировать о том, достойны ли эпические усилия команды «Властелина колец» такого необыкновенного признания. Можно ли ставить выше всех других фильм, батальные сцены коего есть одно из центральных звеньев сюжета и является плодом цифровых разработок студии Джексона Weta Digital (заметим, ни один актёр изо всех трёх серий, кроме сэра Йана МакКеллена за первую серию, не был даже номинирован!). Но это вопрос, скорее, другого ряда — перед нами кино новейшего поколения, и его награды свидетельствуют о том, что и в дальнейшем Академия собирается стимулировать развитие прежде всего визуальных технологических идей и применения их в игровых фильмах. Если хотите, «Властелин колец» — это первые «Звёздные войны» XXI века в том смысле, что они столь же изобретательны с точек зрения дигитальных и комбинированных съёмок. Впрочем, и сам Джордж Лукас по-прежнему выдаёт на-гора задумки одна краше другой. Это ведь он сделал первую полностью зафиксированную на цифру высокого разрешения полнометражную ленту («Атака клонов»).
Раздолье наслаждений наблюдалось в музыкальных категориях. Стинг и Фил Коллинз собственной персоной вручили «Оскар» за лучшую музыкальную тему Ховарду Шору, причём, у него уже есть золотая статуэтка за «Братство Кольца»! А комики Джек Блэк (в жизни играющий в хард-рок группе и снявшийся в «Школе рока») и Уилл Фаррел замечательно выступили перед номинацией за лучшую песню — типа, у той музыки, которую играет оркестр, когда лауреат слишком долго говорит, есть слова (что-то вроде «завязывай парень, ты очень скучный»). Так вот, «Оскар» за песню достался Энни Леннокс. Далее в порядке очерёдности были иностранные ленты. Среди них пальма первенства предпочла «Нашествие варваров» Дени Аркана — это первый «Оскар» Канады за всю историю! Потом пришёл черёд родовитого семейства Коппола, и его глава активно поддерживал громогласные овации, когда его талантливую дочь Софию объявили лучшей сценаристкой. Одни из главных фаворитов в актёрских категориях подтвердили свои амбиции и удостоились чести войти в пантеон Американской академии — Шон Пенн спустя три номинации («Мертвец идёт», «Сладкий и гадкий», «Я — Сэм») за экспрессивную роль в «Таинственной реке» Клинта Иствуда (награду также получил Тим Роббинс за второплановое исполнение), а Шарлиз Терон за независимое «Чудовище» Пэтти Дженкинс, которое и номинировалось исключительно за лучшую женскую роль (до этого Шарлиз удостоилась «Серебряного медведя» Берлинале за первую в истории США женщину-серийную убийцу).
Продюсировал 76-ю церемонию присуждения «Оскаров» Джо Рот, один из самых деятельных продюсеров индустрии, глава собственной производственной компании Revolution Studios. Получилось легко, необременительно и, главное, политика занимала лишь малую долю времени — всё было подчинено ослепительным взглядам на старину «Оскара».