В 29-й раз в Париже состоялось вручение премий «Сезар» Французской академии киноискусства. Церемония прошла в театре «Шаттле» и провела её актриса Фанни Ардан. Несколько омрачила её забастовка французских работников шоу-бизнеса, протестующих против сокрашения правительством пособий по безработице. Перед театром собрались порядка 200 актёров, музыкантов и техников, а несколько исполнителей подняли проблему прямо на сцене «Шаттле». В остальном всё прошло спокойно. Главным триумфатором стала канадская франкоязычная картина Дени Аркана «Нашествие варваров» (Les invasions barbares), удостоенная наград и за лучший фильм года, и за лучшую режиссуру, и за лучший сценарий. Безусловно, они станут ещё одним весомым аргументом на предстоящем «оскаровском» шоу, где «Нашествие варваров» номинировано не только в «иностранной» категории, но и в сценарной (кстати, у Аркана есть «Пальмовая ветвь» Канн за сценарий!). Картина продолжает историю, начатую в «чёрной» сатирической комедии 1986-го года «Закат американской империи» (Le Declin de l’Empire american), где четверо преподавателей университета решили как следует «погудеть» и стали делиться друг с другом рассказами о своей личной жизни. Параллельно на ту же тему секретничали четверо их жён. Прошло 17 лет. Один из друзей (Реми Жерар) находится при смерти и собирает вокруг себя старых знакомых.
Среди актёров первенствовал 71-летний ветеран Омар Шариф, сыгравший главную роль в драме Франсуа Дюпейрона «Месье Ибрагим и цветы Корана» (Monsieur Ibrahim et les fleurs du Coran) о неожиданной дружбе в Париже пожилого араба, владельца гастронома, и еврейского мальчика (его сыграл 16-летний дебютант Пьер Буланже). Актрисой лучшей из лучших признали Сильви Тестю за роль Амели из франко-японской комедии Алена Корно «Страх и трепет» (Stupeur et tremblements). За неё на кинофестивале в Карловых Варах Тестю уже получила приз, а самого Корно не обошли вниманием за оригинальный сценарий. На втором плане Дэрри Коул засветился в музыкально-романтической комедии Алене Рене «Только не в губы» (Pas sur la bouche) — также у неё статуэтки за костюмы и звук. Но сразу двумя «Сезарами» (включая премию молодой актрисе-надежде) отметили Жюли Депардьё из «Малышки Лили» (La Petite Lili) Клода Миллера, примерившего пьесу Антона Павловича Чехова «Чайка» на современный кинематографический бомонд. В Грегори Деранжере нашли молодого актёра-надежду за роль в картине Жан-Поля Раппно «Счастливого путешествия» (Bon voyage), действие которой разворачивается в июне 1940-го года, в самую эвакуацию всего Парижа. Деранжер сыграл молодого писателя Фредерика, по ложному обвинению оказавшемуся в это время в тюрьме. Но и заключённых также решили вывести из французской столицы. И Фредерик бежит в Бордо, где собралась довольно пёстрая публика, проходимцы и светские персоны одновременно.
В номинации «Лучший фильм на иностранном языке» участвовало российское «Возвращение» Андрея Звягинцева, но его, как и других участников (каннского лауреата «Слона», «Банды Нью-Йорка» и «Часы»), опередили бурные криминально-психологические пороги «Таинственной реки» (Mystic River) Клинта Иствуда. В то же самое время немецкий хит «Гуд бай, Ленин!» (Good bye Lenin!) обставил в категории «Лучший фильм Европейского Союза» такие крепкие авторские работы, как «Догвилль» Ларса фон Триера и «Сёстры Магдалены» Питера Муллана. Повторила свою каннскую судьбу картина Жюли Бертучелли «С тех пор, как уехал Отар» (Depuis qu’Otar est parti) — её признали лучшим полнометражным дебютом, где приняли участие уже десять лет снимающаяся во Франции уроженка Санкт-Петербурга Динара Друкарова, а также Эстер Горинтен и ряд грузинских актрис и актёров. Фильм неотразим в своём исследовании шрамов посткоммунистической Европы на примере трёх поколений женщин. А Хуана Соланаса продолжает преследовать удача, ведь он получил награду за лучшую короткометражку вслед за аналогичным призом в Канне. Наконец, хотелось обратить внимание на премию монтажёрам всей трилогии Люки Бельво «В бегах» / «Удивительная пара» и «После жизни» (Cavale / Un Couple epatant / Apre la vie) о парне леворадикальных взглядов (его играет сам Бельво).