Каждый год 31-го декабря герои заснеженной советской классики собирались в бане, где сказочно уходили в нирвану, взвешиваясь на весах «на брудершафт». У нас же есть другая традиция, не менее трепетная и волнующая. С Алексеем Дубинским, автором собственного сайта «Дневник кино» и нашим коллегой, каждый год сразу после объявления номинантов премии «Оскар» мы соображаем прогнозы на победителей в 13 очевидных категориях, т.е. за исключением технических узкопрофессиональных, вроде монтажа звуковых эффектов. Во-первых, это просто бодрит азартный киноведческий дух, а во-вторых интересно потом сравнить результаты, чтобы год за годом выводить очертания тенденций в предпочтениях американских киноакадемиков. Возьмём для примера номинацию «Лучший иноязычный фильм», где не оказалось российского «Возвращения». Мало кто отметил, что буквально за несколько дней до оглашения шорт-листа участников «оскаровской» схватки, картина Андрея Звягинцева демонстрировалась на крупнейшем в США фестивале независимого кино «Сандэнс», где была названа ФИПРЕССИ (Международной федерацией кинокритиков) лучшим иностранным фильмом 2003-го года! Другими словами, за океаном форма «Возвращения» была расценена как явно независимая и чуть ли не арт-хаусная, тогда как «Оскар» в своём вкусе всегда был консервативен и политически целесообразен. В то же самое время «Возвращение» попало в «иноязычную» категорию французской премии «Сезар», тем самым подчеркнув, что Европа по-прежнему придерживается своих более раскованных и ориентированных не на форму, а на содержание норм.
Вместе с тем, академики с голливудских холмов выдвинули на соискание премии малоизвестные за пределами границ своих стран фильмы из Нидерландов, Чехии, Швеции и Японии. Несомненно, есть в этом и извечное американское желание слепить мировой кинохит из небольшого национального шедевра, благодаря своей «оскаровской» машине по раскрутке. Возьмём шведское «Зло» Микаэля Хальфстрёма по книге Яна Гиллу. Впервые оно было показано вне официальной программы Каннского МКФ, где особого внимания не привлекло со своей историей мальчика Эрика из частной школы-интерната, где более взрослые парни устанавливают порядки. Эрик дружится с соседом по комнате Пьерром, и это хоть как-то успокаивает его от отношений с окружающими, которых он в гробу видал. Гораздо менее камерным выглядят голландские «Сёстры-близнецы» Бена Сомбогаарта, поставленные на основе местного бестселлера Тесс де Лу. Как выходит из названия — это рассказ о двух сёстрах, их взрослении, разлуке, любви и воссоединении, и всё начиная с 1920-го года в Германии. Совсем общеевропейской представляется чешская драма Ондрея Трояна «Зелари» — она посвящена Второй мировой войне через судьбу одного человека. Его зовут Зелари и он укрывается от оккупантов-наци в горном селе, где его жизнь обретает второе дыхание. Честно говоря, на «Зелари» можно было сделать ставку в «иноязычной» номинации, если бы не прошлогодние результаты — триумфаторами были «Пианист» Романа Полански, а непосредственно в неанглоязычной категории — мелодрама Каролины Линк «Нигде в Африке». Оба фильма посредством частных историй связаны со Второй мировой. Так что кино Трояна должно быть двойне оригинальным, свежим и новаторским, чтобы обладать реальным шансом на победу.
Остаются две ленты. Японский «Сумеречный самурай» 73-летнего классика Ёдзи Ямады — это первая экранизация трёх исторических новелл Сюхэя Фудзисавы («Сумеречный самурай», «Гибель Такэмицу» и «Праздник Дзинскэя»), в центре которых кодекс чести простого самурая из могущественного клана в XIX веке, во времена, когда власть перетекала из рук военных правителей к императорскому дому. Картина участвовала в официальной программе прошлогоднего Берлинского МКФ, а у себя дома отхватила сразу 12 премий Японской киноакадемии. Её специфика кроется в том, что это редчайший для сегодняшнего дня образец «самурайского кино», снятого не на экспорт, без поверхностной эксплуатации экзотики Страны Восходящего Солнца. Если мужество — то оно не выставляется напоказ. Если гордость семьи — то до самого конца. А если поединок не на жизнь, а на смерть — то без красоты «крадущегося тигра» и взлётов и падений «затаившегося дракона». Тут Ямада тоже постарался избежать западных клише, заставив актёров демонстрировать ярость и страх при дуэли на коротких мечах. Кстати, одну из ролей в фильме играет Риэ Миядзава. Её вы можете вспомнить по ленте «Пионовая беседка» (за лучшую женскую роль в ней Миядзава получила «Святого Георгия» на МКФ в Москве). И, наконец, мы подобрались к «иностранному» фавориту, канадской драме Дени Аркана «Нашествие варваров». На Каннском кинофестивале по опросам зрителей она обогнала все прочие фильмы-участники, а в конкурсной программе взяла две «Пальмовых ветви» — за лучшую женскую роль Мари-Жози Крозе (наркоманка, снабжающая главного героя героином) и сценарий самого Аркана. Этот главный герой (Реми Жерар) умирает от рака и собирает вокруг себя старых друзей и возлюбленных. Причём, не только своих, но и наших, поскольку впервые мы их лицезрели в фильме Аркана 18-летней давности «Закат американской империи». Юмора (зачастую «чёрного») Аркану по-прежнему не занимать. Во многом благодаря ему в 80-е годы Аркана любили в Канне.
Итак, моя ставка в «зарубежной» номинации — на «Нашествие варваров», обласканное рядом кинофестивалей (кроме Каннского, ещё были Торонто и Вальядолид), названное Национальным кинообозрением США и Европейской киноакадемией лучшим иностранным фильмом года, и наконец, объективно выглядящее гораздо живее прочих соискателей. Кроме, пожалуй, «Сумеречного самурая». Буду держать кулаки и за него. В главной же «оскаровской» категории долго думать не пришлось — «Властелин колец: Возвращение короля» почти со стопроцентной долей вероятности займёт место в зале славы «Оскара». Предыдущие два раза Питера Джексона и компанию прокатывали. И это вполне понятно, ведь нельзя судить обо всём творении, недосмотрев его до конца. Теперь же трилогия замкнута и дорога к Эльдорадо открыта. В режиссёрской же категории я рискнул поставить не на явного фаворита, а на американского классика Клинта Иствуда, в последний раз получившего награды и за лучшую режиссуру, и за лучший фильм в 1993-ем году, когда он порадовал публику своим лишённым иллюзий антивестерном «Непрощённый». Его новая работа — почти нуарная криминальная драма «Таинственная река» по сценарию Брайана Хелгеланда (адаптировавшего книгу Денниса Лиэйна), демонстрировалась в основном конкурсе в Канне, а Национальное кинообозрение США (организация, с 1920-го года вручающая свои награды; в неё входят исключительно профессионалы от кино — преподаватели институтов, историки, киноведы и пр.) признало её лучшим американским фильмом года! Можно сказать, что бывший человек без имени из спагетти-вестернов Серджио Леоне стал одним из передовых летописцев кино о том, что значит быть настоящим мужчиной. В своей неординарной полицейской картине (как и в «Непрощённом», он взял старый избитый жанр и драматургически преобразил его острыми конфликтами) Клинт Иствуд прослеживает темы преступления и наказания.