Признаться, никакого энтузиазма этот фильм не вызывал. «Наш ответ «Чужим» по версии продюсеров, «знакомые все лица», кочующие из блокбастера в блокбастер, 10 миллионов бюджета… Однако нужно отдать авторам должное: с первых же кадров они заставили поверить в то, что это действительно фантастическая реальность, от которой веет каким-то холодом небытия, что-то в духе Рэя Брэдбери. Холодом времени, которое еще не наступило.
Как-то неузнаваемо чуждо выглядит монументальная Москва будущего за окнами, все эти приметы чуточку измененной, другой реальности (легализованная марихуана, экзотические животные в качестве контрабанды, утопические общемировые соглашения и др.). На этом фоне «замыленные» лица актеров в «Параграфе» не только не раздражают, но и воспринимаются как родные.
Кого-то они ностальгически смутно напоминают, эти Скифы и Гудвины романтических авантюристов, благородных суперменов, многочисленных спасателей человечества… Они словно мостик между любимыми с детства персонажами из «Пиратов ХХ века» и хладнокровными новыми супергероями, которых современное кино только пытается отыскать.
Кoмaндa выcoкoпpoфeccиoнaльныx cпeцнaзoвцeв, руководимая доблестным Гудвином (Гоша Куценко) отправляется на сложное и очень опасное задание. Где-то на краю света им нужно найти ceкpeтную лaбopaтopию, где вышел из-под кoнтpoля страшный виpyc, который, попав в организм человека, вызывает необратимые мутации и медленную мучительную смерть. Команда разношерстная и пестрая: здесь и чернокожий балагур Фестиваль (Григорий Сиятвинда), и азиат Пай (Азиз Бейшиналиев), и парочка бывших зеков и лихих хакеров Спам (Анатолий Белый) и Люба (С. Дужников), устало-мужественный Скиф (Владимир Вдовиченков), всезнайка Док (Ю. Бахшиев), и красотка Лиса (А. Сланевская (Слава). Последняя, надо сказать, настоящий гвоздь программы: девушка-унисекс, эдакая Никита, она умеет и замки взламывать, и мужиков отметелить, и курок спустить, не задумываясь, и трогательно расплакаться, и влюбить в себя.
Критика отнеслась к дебютантке, певице Славе, предвзято, а зря: персонаж получился обаятельный. Кроме того, без нее отряд брутальных спецназовцев выглядел бы скучно, если не сказать нелепо. Ведь когда-то Лиса любила Скифа, но почему-то вышла замуж за командира Гудвина, с которым была не совсем счастлива… Теме любовного треугольника и прошлых связей вообще уделяется очень много внимания. В самые опасные моменты, когда за углом, возможно, притаилась гибель, когда, казалось бы, у героев должны максимально напрячься все нервы, силы и жилы, бывшие любовники ведут нескончаемые лирические диалоги. Впрочем, бояться и так особо нечего: секретная лаборатория почти пуста. Следуя за командой, мы натыкаемся то на лужу крови, то на пулевые отверстия в двери («Здесь стреляли», флегматично заметит герой Вдовиченкова), то на парочку бедолаг, жертв лаборатории, которые если и представляют для кого-то угрозу, то только для самих себя. Мы будто движемся по следам былой опасности…
Надо сказать, что «Параграф» был написан в середине 90-х сценаристом Иваном Охлобыстиным (автором «ДМБ» и «Мусорщика») по просьбе товарища, режиссера и клипмейкера Михаила Хлебородова. Со стороны Охлобыстина это был эксперимент и чистое творческое любопытство, поскольку до сих пор, по собственному признанию, ему боевики сочинять не доводилось.
Параграф 78Сохранив в общем форму боевика, он попытался построить историю «на множестве внутренних человеческих конфликтов». Отражает ли этот замысел первая часть фильма, которую мы имели удовольствие посмотреть? Трудно сказать. Фильм не закончен, а точнее, начат по-настоящему только в конце. Эта композиция была бы интригующей в сериале, но у любителей «всего и сразу», пришедших в кинотеатр и вынужденных ждать месяц до новой премьеры, она вызвала бурю протеста.
В финале у зрителя в полной мере восполняется нехватка адреналина. Наши друзья выбираются наружу, готовые с радостью покинуть это странное неприятное место, но…. вертолет, прибывший за ними, делает круг и неожиданно улетает. Вот здесь-то впервые возникает ощущение и опасности, и незащищенности людей, неизвестно по какой причине брошенных на произвол судьбы. С простым и убийственным параграфом 78, гласящим о вынужденном самоуничтожении группы, нашим друзьям еще предстоит столкнуться…